Как развивается этнографический туризм в отдельно взятом центре культуры

Надежда Суслова
обозреватель
0 617 5 янв 2021
Этот вопрос интересовал участников предновогоднего семинара – круглого стола, который был организован Национальным агентством по туризму в небольшом агрогородке Крупицы Минского района. В этом населенном пункте живет около тысячи человек, а центром притяжения является светлое здание в стиле сталинского ампира – средоточие всей культурной жизни. В просторном светлом холле нас уже встречают – традиционно – хлебом-солью.
135783962_3551680508233069_2139569166505587018_o.jpg
После дружеского чаепития программа начинается с посещения небольшого, но сделанного с любовью музея, посвященного заслуженному любительскому коллективу «Крупіцкія музыкі». Он был создан в 1982 году, и в следующем году отметит свой 40-летний юбилей. Сколько концертов на счету этого коллектива – и не сосчитать. Артистов из Крупиц хорошо знают не только в нашей стране, но в Бельгии, Германии, Италии, Чехии, Нидерландах, Польше, Франции, Эстонии, Японии, Китае… В основе репертуара – богатый инструментальный, танцевальный, вокальный фольклор Беларуси. Основатель «Крупіцкіх музыкаў» – Владимир Гром – бывший директор Центра культуры, который сейчас носит его имя. В музее собраны многочисленные награды коллектива – кубки, грамоты, сувениры, подарки из разных стран мира.
135801255_3551679891566464_7021415188929032180_o.jpg
135401743_3551628034904983_1511599369053508714_o.jpg

Под этнографическим туризмом понимается вид познавательного туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта для познания культуры, архитектуры, быта и традиций народа, этноса, проживающего сейчас и проживающего когда-либо на данной территории.

Участников семинара приветствовала Марина Астровка, председатель Крупицкого сельского исполнительного комитета. Очень ярким и запоминающимся стало выступление на круглом столе Ирины Дернаковской – руководителя творческой мастерской «Чароўны куфэрак», главную задачу которой она определила так: «Собрать, сохранить и передать все ценное, что нам досталось от предков». Существуют и общие правила: «Нужно танцевать – танцуем, петь – поем!»
Совместными усилиями здесь проводят фольклорные праздники, привлекая как взрослых, так и детей. Дети вовлечены во все мероприятия центра, поэтому вечерами «здесь все звенит от детских голосов». Ирина Зигмундовна рассказала и о собственном опыте, и о том, как она увлеклась плетением поясов: «Учили меня ткать и рушники, и постилки, но душой тянулась к белорусским народным поясам. Я начала детально изучать историю. Пробовала работать со льном, шерстью, хлопком. И тут увидела, что многое могу. Благодаря поясам меня приняли в Белорусский союз мастеров народного творчества. Первая моя заграничная командировка была в Индию – на 29-ю Международную ярмарку ремесел мира. Там я представляла нашу страну. Затем поехала в Европу – в Польшу, на 10-ю ярмарку в городе Люблине. Побывала в Словакии, узнала, как организуются подобные выставки-ярмарки. Была в Германии и Эстонии». По словам мастерицы, сегодня пояса обретают новое значение, снова в моде и в тренде. К примеру, их можно носить и с платьями, и джинсами.
Этнография – историческая дисциплина, исследующая все стороны традиционной культуры и быта народов мира, их происхождение, историю расселения, передвижения и культурно-исторических взаимоотношений. Основной объект – материальная и духовная культура.
В своем выступлении на тему: «Развитие этнографического туризма в Беларуси на современном этапе» кандидат исторических наук, доцент истфака БГУ Ирина Олюнина отметила, что традиционная белорусская этнография насчитывает более 150 лет. Основные методы науки – исследования и экспедиции, которые ежегодно проводятся в регионах страны.
Этнография – наука о народах, исследующая их происхождение, расселение, быт и культуру. Греческое слово «этнос» означает «народ», «графо» – «пишу».
Почему этнографический туризм стал важным и актуальным направлением именно в настоящее время? Опыт мирового туризма показывает следующие тенденции:
- появление новой концепции культурного туризма;
- внимание к экологии;
- изучение универсальных, аутентичных и целостных культурных ландшафтов;
- усиление роли локальных ценностей.
Главной мотивацией туристов становится знакомство с бытом той или иной народности. На выходе турист удовлетворяет духовные потребности, расширяет кругозор и лучше осознает свою идентичность. Главные компоненты этнографического путешествия – быт, праздники, кухня и сами люди.
Более того, этнографический туризм может рассматриваться как стратегическое направление улучшения региональной экономики. А развивать его лучше на кластерной основе, что уже демонстрируют работающие в стране кластеры, такие, как «Мухавецька кумора», «Воложинские гостинцы», «Велесов шлях». Для того, чтобы начинать и продвигать это направление, необходимо сделать SWOT анализ, и оценить ресурсы своего региона, его инфраструктуру, целевую аудиторию, кадры, уровень консолидации и другие аспекты.
Лариса Киреева, начальник отдела спорта и туризма Минского райисполкома, подчеркнула, что в районе есть все предпосылки для развития этнографического туризма, учитывая большое количество (более 100) памятников истории и культуры, 273 агроусадеб, 30% из которых готовы организовывать фольклорные программы и проводить мастер-классы, более 40 народных фольклорных коллективов, 9 новых экскурсионных маршрутов и созданный недавно кластер «Запасной планеты нет». По ее словам, именно сейчас, в непростых условиях пандемии, внутренний туризм приобретает особо важное значение.
Одной из важнейших составляющих этнографического туризма является региональная еда. Именно эту составляющую обеспечивает подсобное хозяйство «Экофония», о котором рассказал его руководитель Николай Матрончик. На протяжении 7 лет здесь выращивают экологически чистые растения (более 100 видов), а также домашних животных. Туристы, которые приезжают в это хозяйство, имеют возможность попробовать разнообразные блюда белорусской кухни. Мы тоже получили такую возможность, отведав фасолевый суп с крольчатиной и драники, маринады, а на десерт – шарлотку с грушей и абрикосами. И все – очень вкусно!!!
136144256_3551844501550003_6380554884616078031_-111o.jpg
После теоретической части началось самое интересное: мастер-классы. Наша часть группы приступила к изготовлению рождественских венков под руководством мастерицы Анастасии. Казалось – что тут сложного? Но пришлось потрудиться! А какой азарт, как блестели глаза, как мы все старались достичь если не совершенства, то хотя бы приличного результата. А как гордились своими веночками!!!
134359601_2804951729779225_6573693736209772088-00_o.jpg
15272032_1186698798064597_9215666517682749448_o11.jpg
А затем переместились на мастер-класс по плетению поясов к Ирине Дернаковской.
135236582_3551615354906251_68973777012983911_o.jpg
Здесь все оказалось сложнее, началась высшая математика: «Вот эту нитку положите сюда, а эту наверх, а вот эту вниз, потом снова эту наверх…», – поэтому всем нам удалось сделать только простейшие скрученные пояски.

133876752_3537543402980113_2004057951228273532_-000o.jpg
Было бы больше времени, возможно, с заковыристым плетением мы тоже бы справились, но… нас уже ожидали народные танцы. Эх! Как классно было поплясать кадриль, и польку, и…
…Пока мы развлекались, окончательно стемнело. Пора домой. И, по традиции, в автобусе подводили итоги. Единодушное мнение: Центр культуры в Крупицах вполне можно использовать в качестве объекта этнографического туризма!

Фото автора и Альфреда Микуса
Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.