«У целого сегмента туристической отрасли даже нет своего названия!»

12 2366 4 мая 2010

В те, уже далекие времена, о которых туристы в возрасте «еще не ветераны» вспоминают с ностальгией, активный туризм находился на наивысшем пике популярности за всю свою историю. Его тогда еще называли «самодеятельный туризм». 1980-е годы прошлого столетия можно охарактеризовать как поистине «золотой период» активного туризма. Почти на каждом крупном предприятии или ВУЗе страны существовали туристские клубы, секции, кружки. Десятки тысяч туристов ежегодно выезжали из нашей «синеокой» в пустыни, в горы, в тайгу. И, что, самое интересное, это происходило не хаотично. Процесс был управляем. Существовала СИСТЕМА. Весьма эффективно работали методики: отбора, контроля, обучения. Маршрутно-квалификационная комиссия,  составленная из наиболее опытных туристов, к примеру, следила за соответствием подготовки туристов путешествию заявляемой сложности. Каждая группа, которая выезжала в сложный регион (а сложными уже считались даже Карпаты, не говоря о Хибинах или Кавказе), была ОБЯЗАНА стать на учет в местной КСС (Контрольно-спасательной службе). Постоянно работали курсы подготовки элиты активного туризма - инструкторского состава: курсы СИП и ВИП (средней и высшей инструкторской подготовки). Почетное звание «инструктора по туризму» получить было так же нелегко, как и добиться признания в любой другой профессии. Сейчас сложно найти статистические данные, но могу с уверенностью утверждать, что профессию «инструктор по туризму», как вторую, общественную, получило в 1980-е, наверняка, несколько тысяч опытных, подготовленных специалистов. Самодеятельный туризм оказался в числе наиболее пострадавших от развала Советского Союза. Движение это практически перестало существовать. И сегодня, к сожалению, восстановлено далеко не все. Более того, по некоторым направлениям регресс даже не остановлен. Ведь вместе с системой рухнула и подготовка специалистов – инструкторов по туризму. Наша турфирма «Святовит», например,  может организовать отдых для 500 человек единовременно. И сможет предоставить услуги инструкторской бригады численностью в 20 человек. Основу, конечно, составляет «старая гвардия» из 1980-х, но есть и молодежь. Подготовленная, как правило, своими силами. Инструкторский состав у нас в стране существует на частном или на общественном началах, то есть практически на голом энтузиазме! А надо бы делать это  на государственном уровне. С привлечением специалистов из разных отраслей (психологов, медиков, спортсменов, пищевиков и др.), научной базы, многолетнего, еще не утерянного опыта, с сертификацией будущих инструкторов. А государству, похоже, вообще нет дела до турпоходов. На мой взгляд, сегодня начать серьезно работать в сегменте «активный туризм» – не проблема. Для старта хватит около 30 тысяч долларов. Но попробуйте сразу найти специалиста – инструктора по туризму?! Да что говорить – в настоящее время у направления отсутствует даже… название. Вдумайтесь! У целого сегмента туристической отрасли нет наименования! Ни одно из применяющихся названий такого туризма: спортивный, самодеятельный, экстремальный, активный, оздоровительный и т.п. – не отражает сути деятельности. А ведь подобный вид отдыха востребован! Активный (спортивный, самодеятельный…) туризм сегодня возрождается на новом эволюционном витке. Можно говорить о второй волне интереса к этому виду отдыха. И эта волна должна быть существенно выше, мощнее и интереснее. На туристическом рынке Беларуси работает не менее десятка компаний, продвигающих собственный продукт, пока не имеющий названия. Организация сплавов по рекам страны, проведение туристских слетов и приключенческих проектов, велосипедные и пешие походы привлекают достаточно много любителей. Но это как бы движение «снизу». Считаю, что пора на этот сегмент туризма обратить внимание и «сверху». Хотелось бы услышать мнения посетителей сайта по этой теме.

Комментарии пользователей (12)
Оставьте ваш комментарий первым
Гость    31 марта 2010 в 23:06
0
0
Я свое время тоже занимался таким видом туризма - походы в горы, в частности. Это были, конечно, массовые весьма мероприятия - на Кавказе в сезон за день встречали несколько групп...
Это было движение снизу, организованное в определенных рамках сверху.
Пережили развал союза и войны в разных его местах, сейчас в горы не ходим, на байдарках иногда по Беларуси собираемся...
Движение "снизу" , как пишет автор, есть, народ все больше тянется на природу в классические походы, или во всякие активные мероприятия на природе. И это здорово. А то, что на этот сегмент туризма сверху пока не обращают внимания - так это тоже хорошо. Опыт подсказывает, что чем меньше внимания к этой сфере от чиновников, тем меньше геморроя в организации и проведении похода. И наоборот. Последние пять лет на апрель-май имеем запрет на передвижение на байдарках по водоемам - мол, нерест у нее. А кто считал, какой ущерб от байдарок им может быть? Но запретить их проще всего -- появился на воде - нарушитель. Конечно, под закон подверстали мнения одного-двух специалистов, для солидности. Но здравый смысл подсказывает, что байдарки попали в список заодно, так проще контролировать. Правда, вроде бы группы могут пройтись уже по маршруту на байдарках, но с ними должен быть некий официальный представитель с кипой документов. А как провести майские дни на воде просто компании приличных людей (имеется ввиду классический походик на несколько дней на байдарках, а не шашлык на берегу в шумной компании) - можно представить степень геморроя от попытки все сделать по правилам...
Что касается внимания сверху - как только тут начнут вращаться приличные деньги - оно, пристальное внимание, не заставит себя ждать - найдутся организации, и персоны, желающие организовывать, регулировать и контролировать( особенно доходы от этого, пока еще самодеятельного, туризма)...
Но с учетом того, что поход - пеший ли, лыжный или по воде - мероприятие весьма не престижное ( это не горка в Логойске, или теннисный корт) и специфическое, со всякими трудностями в виде комаров летом, холода зимой, определенного дискомфорта в потребительском его понимании - народные массы не ринутся скупать рюкзаки и спальники. Соответственно, и оборот в этой сфере не сопоставим с горными лыжами или охотой, например, где один иностранец за несколько дней в охотхозяйстве оставляет сотни евро. Так что внимание сверху, будем надеяться, нас, самодеятельных туристов, не скоро настигнет.
Гость    1 апреля 2010 в 14:19
0
0
Главная ценность самодеятельного туризма -- это способность выдернуть людей из "уютных" кресел и диванов и заставить их хоть немного двигаться и к чему-то стремиться. В наш прагматичный и гиподинамичный век значение подобных походов совершенно неоценимо. А еще очень важно -- показать детям, что существуют не только телик и комп, а еще и звезды над головой, запах костра и вечные ценности.
Гость    14 апреля 2010 в 9:59
0
0
Вы абсолютно правы: в этих запретительных документах байдарки, как безмоторные транспортные средства приравнены ... к баржам. Кстати - кто нанесет больший вред нерестующей рыбе: байдарка или гоняющийся за ней инспектор на моторной лодке?
Ратмір     11 мая 2010 в 18:52
0
0
На мой погляд, разьвіцьцё гэтага накірунку сапраўды вельмі неабходна ў Беларусі. Нажаль, пытаніняў узьнікае шмат, але вырашыць іх не так проста. Асноўнае - гэта, на мой погляд, не адсутнасьць кваліфікаваных інструктараў, а адсутнасьць афіцыйнай фіксацыі падобнай формы адпачынку людзей. Неабходна магчымасьць быць спакойным: калі ставіш палатку, калі бярэш сухоцьце на вогнішча, калі абсталёўваеш лагер. А тое з нашымі законамі атрымаць штраф у 5-10 мінімалак за нейкую дробязь - вельмі лёгка.
Гость    12 мая 2010 в 4:46
0
0
байдарки в мае запрещены правильно, хватает и летних месяцев поплавать. С нее можно незаметно наловить рыбы где-нибудь в тростниках, потом и беспокойство всякое тем же птицам, гнездующимся в мае...А развивать надо, кто ж против, толкьо цены пока зашкаливают, на аренды тех же байдарок...
Ратмір     12 мая 2010 в 10:45
0
0
Калі вы ня ведаеце, тое азнаёмлю вас з гэтым: мноства самых прыгожых невялікіх рэк Беларусі даступна для сплаву толькі вясною, да й хто мы такія, каб вырашаць, каму чаго хопіць, а каму не? С улыбкой Калі адзін з тысячы байдаршчыкаў наловіць зь яе рыбы - страшнага нічога не здарыцца, няхай рыбнадзор і разьбіраецца непасрэдна зь ім, чаму ж з-за гэтага павінны пакутаваць астатнія 999 чалавек? Да й у трастнікі на байдах ніхто не суецца, там каряг процьма, можна пракалоць байду лёгка, а на страмніне байда ніякіх турбот птушкам не стварае Шутливо Ну а кошты на рэнту байд - залежаць ад кошту саміх байд. Калі нехта створыць нешта больш таннае - будзе выдатна Шутливо
Гость    31 марта 2010 в 23:06
0
0
Я свое время тоже занимался таким видом туризма - походы в горы, в частности. Это были, конечно, массовые весьма мероприятия - на Кавказе в сезон за день встречали несколько групп...
Это было движение снизу, организованное в определенных рамках сверху.
Пережили развал союза и войны в разных его местах, сейчас в горы не ходим, на байдарках иногда по Беларуси собираемся...
Движение "снизу" , как пишет автор, есть, народ все больше тянется на природу в классические походы, или во всякие активные мероприятия на природе. И это здорово. А то, что на этот сегмент туризма сверху пока не обращают внимания - так это тоже хорошо. Опыт подсказывает, что чем меньше внимания к этой сфере от чиновников, тем меньше геморроя в организации и проведении похода. И наоборот. Последние пять лет на апрель-май имеем запрет на передвижение на байдарках по водоемам - мол, нерест у нее. А кто считал, какой ущерб от байдарок им может быть? Но запретить их проще всего -- появился на воде - нарушитель. Конечно, под закон подверстали мнения одного-двух специалистов, для солидности. Но здравый смысл подсказывает, что байдарки попали в список заодно, так проще контролировать. Правда, вроде бы группы могут пройтись уже по маршруту на байдарках, но с ними должен быть некий официальный представитель с кипой документов. А как провести майские дни на воде просто компании приличных людей (имеется ввиду классический походик на несколько дней на байдарках, а не шашлык на берегу в шумной компании) - можно представить степень геморроя от попытки все сделать по правилам...
Что касается внимания сверху - как только тут начнут вращаться приличные деньги - оно, пристальное внимание, не заставит себя ждать - найдутся организации, и персоны, желающие организовывать, регулировать и контролировать( особенно доходы от этого, пока еще самодеятельного, туризма)...
Но с учетом того, что поход - пеший ли, лыжный или по воде - мероприятие весьма не престижное ( это не горка в Логойске, или теннисный корт) и специфическое, со всякими трудностями в виде комаров летом, холода зимой, определенного дискомфорта в потребительском его понимании - народные массы не ринутся скупать рюкзаки и спальники. Соответственно, и оборот в этой сфере не сопоставим с горными лыжами или охотой, например, где один иностранец за несколько дней в охотхозяйстве оставляет сотни евро. Так что внимание сверху, будем надеяться, нас, самодеятельных туристов, не скоро настигнет.
Гость    1 апреля 2010 в 14:19
0
0
Главная ценность самодеятельного туризма -- это способность выдернуть людей из "уютных" кресел и диванов и заставить их хоть немного двигаться и к чему-то стремиться. В наш прагматичный и гиподинамичный век значение подобных походов совершенно неоценимо. А еще очень важно -- показать детям, что существуют не только телик и комп, а еще и звезды над головой, запах костра и вечные ценности.
Гость    14 апреля 2010 в 9:59
0
0
Вы абсолютно правы: в этих запретительных документах байдарки, как безмоторные транспортные средства приравнены ... к баржам. Кстати - кто нанесет больший вред нерестующей рыбе: байдарка или гоняющийся за ней инспектор на моторной лодке?
Ратмір     11 мая 2010 в 18:52
0
0
На мой погляд, разьвіцьцё гэтага накірунку сапраўды вельмі неабходна ў Беларусі. Нажаль, пытаніняў узьнікае шмат, але вырашыць іх не так проста. Асноўнае - гэта, на мой погляд, не адсутнасьць кваліфікаваных інструктараў, а адсутнасьць афіцыйнай фіксацыі падобнай формы адпачынку людзей. Неабходна магчымасьць быць спакойным: калі ставіш палатку, калі бярэш сухоцьце на вогнішча, калі абсталёўваеш лагер. А тое з нашымі законамі атрымаць штраф у 5-10 мінімалак за нейкую дробязь - вельмі лёгка.
Гость    12 мая 2010 в 4:46
0
0
байдарки в мае запрещены правильно, хватает и летних месяцев поплавать. С нее можно незаметно наловить рыбы где-нибудь в тростниках, потом и беспокойство всякое тем же птицам, гнездующимся в мае...А развивать надо, кто ж против, толкьо цены пока зашкаливают, на аренды тех же байдарок...
Ратмір     12 мая 2010 в 10:45
0
0
Калі вы ня ведаеце, тое азнаёмлю вас з гэтым: мноства самых прыгожых невялікіх рэк Беларусі даступна для сплаву толькі вясною, да й хто мы такія, каб вырашаць, каму чаго хопіць, а каму не? С улыбкой Калі адзін з тысячы байдаршчыкаў наловіць зь яе рыбы - страшнага нічога не здарыцца, няхай рыбнадзор і разьбіраецца непасрэдна зь ім, чаму ж з-за гэтага павінны пакутаваць астатнія 999 чалавек? Да й у трастнікі на байдах ніхто не суецца, там каряг процьма, можна пракалоць байду лёгка, а на страмніне байда ніякіх турбот птушкам не стварае Шутливо Ну а кошты на рэнту байд - залежаць ад кошту саміх байд. Калі нехта створыць нешта больш таннае - будзе выдатна Шутливо
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.