Как мы расселяли краснокнижного широкопалого рака

1 20022 17 июл 2019

В эту весеннюю экспедицию по расселению краснокнижного широкопалого рака я напросилась заранее. Экспедиция – громко сказано, всего-то два человека выполняли весь цикл работ. Но это раковеды с большим опытом – cотрудники НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам Анатолий Алехнович и Дмитрий Молотков. А я – любопытствующий наблюдатель и ответственный по кухне. Ничего серьезного мне, конечно же, не доверили!

Запланированное мероприятие – часть работы по сохранению редких видов дикой природы (от ред.– в рамках проекта «Ветландс», финансируемого Глобальным экологическим фондом и реализуемого ПРООН в партнерстве с Минприроды Беларуси). По отношению к широкопалому раку, который является глобально угрожаемым видом, важнейшая природоохранная мера – создание новых популяций исчезающего аборигенного вида путем вселения в благоприятные для его жизнедеятельности места обитания. В этом направлении это отнюдь не первые шаги. В предыдущие годы широкопалый рак был вселен в озера Миличино и Белое Глубокского района, Осиновское Витебского района, а также пруд Никольский Дрибинского района.

Так уж, очевидно, сложилось исторически, что нет у белорусов осознания исключительности этого аборигенного вида. А ведь он имеет высокую экологическую и экономическую значимость. На мировом рынке это дорогой, весьма привлекательный, деликатесный продукт питания; стоимость его в 5-10 раз выше в сравнении с другими речными раками. К тому же, это возобновляемый природный ресурс, и похоже, что его использование в рекреационных целях никогда не выйдет из «моды». 

Какой культ из широкопалого рака сотворили в скандинавских странах! Сделали не только модным продуктом, но и поводом для всенародного праздника. В Швеции и Норвегии разрешено ловить рака лишь 7 дней в году. И вот в эти дни на мероприятие «Рачьи встречи» съезжается почти всё население. Представляю, какой это увлекательный и впечатляющий отдых, и сколько пива за неделю выпивают!

Это сейчас широкопалый рак в Беларуси является краснокнижником, но ведь ситуацию можно изменить. Я поражаюсь размаху работ по расселению широкопалого рака в европейских странах. В Литве его уважают издавна: с 1952 по 1964 гг. в 51 озеро было выпущено около 1,5 млн особей этого вида. Во времена Советского Союза в Литве существовала лаборатория по изучению раков под руководством Я.М. Цукерзиса. Масштабное искусственное расселение − его заслуга. В Эстонии за период 1996−2008 гг. свыше 250 тыс. особей различного возраста были переселены в более чем 100 естественных водоемов. Во многих странах Европы существуют программы по сохранению и увеличению численности широкопалого рака. Швеция, Норвегия, Финляндия – мировые лидеры по его охране. Так, в Финляндии в соответствии с региональными программами по управлению популяциями широкопалого рака предусмотрено в каждом из 14 регионов ежегодно создавать одну новую популяцию этого вида. Остается только позавидовать такому серьезному подходу.

Откуда брать раков и куда вселять? Наши раковеды при ответе на эти вопросы опирались на многочисленные требования к биологическому обоснованию на вселение раков. Одно из них − маточный и намечаемый для зарачивания водоемы должны относиться к одному и тому же крупному речному бассейну, в данном случае – к бассейну Немана. В качестве донорского водоема раковеды предложили использовать заброшенные карьеры бывшего кирпичного завода у д. Мороськи (Молодечненский район), образовавшиеся после прекращения добычи глины. 

1.JPG

Карьеры соединялись между собой.

2.JPG

Обитали здесь исключительно широкопалые раки.

3.JPG

Напомню основные отличительные особенности широкопалого в сравнении с промысловым нашим видом – длиннопалым раком. Клешни у широкопалого широкие и хорошо развиты, снизу – красно-коричневого цвета.

4.JPG

У длиннопалого – длинные и узкие. Карапакс (спинная часть панциря раков) гладкий и без шипов, у длиннопалого он покрыт шипами. Но эти два признака просматриваются хорошо лишь у взрослых особей. Поэтому лучше всего сразу смотреть на боковые края рострума (это выступ (клюв), которым оканчивается передняя часть панциря раков). Боковые края рострума у широкопалого рака (над глазными выемками карапакса) без зазубрин.

5.JPG

Именно этот признак можно уверенно использовать для отличия его от длиннопалого рака, имеющего зазубрины. 

6.JPG

По мнению наших специалистов, плотность раков в карьерах чрезвычайно высокая. Откуда они появились здесь? Это целая история. Несколько лет назад к нашим раковедам обратился Воробьев Игорь Михайлович, руководитель крестьянско-фермерского хозяйства, с просьбой изучить запасы рака в карьерах, определить лимит вылова для налаживания промысловой добычи рака. В 2012 году карьеры были обследованы. Химический анализ воды показал высокое содержание кальция, что является положительным фактором для раков. Они встречались в большинстве из 18 карьеров. 

Но это оказался не длиннопалый рак, как предполагал И.М. Воробьев, а широкопалый. И популяция его была относительно многочисленная. Ее взяли на заметку, чтобы рекомендовать для использования в качестве донорской при проведении работ по расселению и созданию новых мест обитания этого краснокнижного вида. В дальнейшем состояние популяции контролировали. 

Много лет назад широкопалый рак водился в р. Нарочанке, протекающей вблизи этой местности. По-видимому, кто-то вселил рака из этой речки в карьеры. В настоящее время такая вот «самодеятельность» населения по переселению раков, вроде бы и из хороших побуждений, может сказаться и на популяциях наших аборигенных раков. Ведь так можно по незнанию и американского полосатого рака самовольно запустить! В водоемах Беларуси он появился в 1980-х годах и в настоящее время отмечен во многих реках бассейна р. Неман. Этот чужеродный инвазивный вид способен переносить рачью чуму, одновременно оставаясь достаточно резистентным к этому заболеванию, что делает его чрезвычайно опасным для европейских аборигенных видов раков.

Уже с самого утра телефон А. Алехновича не замолкал. Все звонившие беспокоились: а смогут ли выловить необходимое для переселения количество раков? По разрешению на отлов краснокнижного вида, полученному в Минприроды, можно отловить не больше 200 особей. Но поймать и 200–300 особей редкого исчезающего вида иногда оказывается невыполнимой задачей. Звонки явно напоминали исполнителям об ответственности за проводимое мероприятие. По этому поводу среди присутствующих волновалась лишь я. Раковеды были спокойны, поскольку состояние популяции им было известно.

В ход пустили все имеющиеся орудия лова: одиночные и спаренные раколовки, даже пару раколовок китайского производства. 

7.JPG

8.JPG

Во избежание заноса какой-либо инфекции они предварительно были опущены в ванны с формалином. Ближе к вечеру раковеды взялись за их установку на ночь. Ведь раки наиболее активны перед закатом и рассветом. 

9.JPG

Прилегающая к карьерам местность весьма живописна и по-весеннему нарядна.

10.JPG

11.JPG

Почва глинистая и местами как камень. Тщательно обследовала близлежащую гряду холмов, ведь тип почвы идеальный для устройства барсучьих нор. Барсучье поселение нашла, но оно оказалось уже давно нежилое. Зато обнаружила вдоль узкого ручья 90 экземпляров пальчатокоренника (из орхидных). Какого именно – не определила, растения еще не цвели.

12.JPG

13.JPG

А среди выброшенного рыбаками мусора – несколько экземпляров еще какого-то орхидного. Каждый раз, созерцая на природе кучи мусора, охватывает беспросветное отчаяние: ну что же мы как оккупанты на чужой земле! И никакая вокруг природная красота и благодать не в состоянии остановить в этом неосознанном преступном загрязнении родной земли.

Ночевали в палатках прямо на берегу, иногда выходили, прислушивались к шуму, плеску воды. Несколько лет назад именно здесь при обследовании карьеров наши раковеды понесли моральный и материальный урон – местные жители сняли почти все их раколовки. Остаться без ловушек в разгар полевого сезона – это катастрофа!

Утром подняли ловушки.

14.JPG

Уже первые две дали уверенность, что с отловом справимся. Раколовки обследовали и вернули обратно. Затем принялись за обычные процедуры: снять промеры, отметить пол, наличие яйценосных самок, особенности развития, случаи отсутствия клешни, признаки заболеваний и пр.

Я присаживаюсь рядом с А. Алехновичем, который рассматривает каждую особь. Интересно слушать объяснения специалиста. То, что здесь много самцов с нехваткой клешни (используются раком для самозащиты и нападения), характерно для популяций с высокой плотностью.

15.JPG

Небольшие размеры особей указывают на наличие промыслового пресса на популяцию. Все понятно, по берегам карьеров – и коттеджи, и скромные постройки дачных кооперативов. В уловах преобладали самцы. А. Алехнович поясняет ситуацию: время сейчас такое – яйценосные самки готовятся к появлению личинок, и поэтому активность у них низкая. Измеряли их очень бережно. В данном случае к ним особое отношение, ведь они дадут потомство уже в новых условиях обитания, заложат основу будущей популяции.

16.JPG

Отмечена особь с признаками (белое брюшко) инфекционного заболевания, так называемой фарфоровой болезни Она передается при поедании больных раков, т.е. в случае каннибализма, который усиливается при высокой плотности особей.

Среди копошащихся раков красочное пятно –  особь ярко-голубой окраски.

17.JPG

Такие встречаются редко. Интересно, где это рак ползал, приобретая такую покровительственную окраску соответственно условиям окружающей среды.

Наши раковеды выбрали наиболее эффективный, по их мнению, метод зарачивания – вселение половозрелых разновозрастных особей, включая и яйценосных самок, и именно в весенний период, до того как личинки выклюнутся из яиц. Этот метод был опробован ими ранее при расселении длиннопалого и широкопалого раков. Использование яйценосных самок для переселения в новые места обитания имеет очень мало примеров в мировой практике, поскольку лов и перевозка яйценосных самок весной (до выклева личинок) – дело хлопотное.

С Молодечно подъехала телевизионная группа с начальником Молодечненской райинспекции Владиславом Викторовичем Черновым. 

18.JPG

19.JPG

С удовольствием наблюдала за их работой, пока меня заслуженно не шуганули, как посторонний объект. Ну а потом заморосил дождь; на следующий день тоже. И вообще было холодно, что отнюдь не помешало следующему удачному улову. А для перевозки раков, оказывается, это просто идеальная погода.

20.JPG

Раков перевозят без воды, так как в ней достаточно быстро используется ими растворенный кислород, а его поступление из воздуха осуществляется медленно. Раки живут без воды до тех пор, пока не высохнут их жабры. Во время перевозки при холодной и сырой погоде жабры у раков долго остаются влажными.

Поскольку данное мероприятие проходило под эгидой ПРООН, приехали и его представители.

21.JPG

Выловленных раков поместили в корзины. Самочек – отдельно; важно не допустить потери яиц во время перевозки.

22.JPG

Во второй половине дня мы уже в Новогрудском районе, где запланировано место выпуска раков. По дороге останавливались у водоема, погружали корзины в воду – раки «требовали освежиться». С удовольствием отметили, что перевозка раков прошла без потерь. Место вселения раков – водохранилище у живописного местечка Литовка, где нас уже поджидал С.Ф. Гайшун, главный специалист Новогрудской райинспекции.

23.JPG

Выстроенный у водохранилища комплекс построек – это какая-то чудная фантасмагорическая сказка, завораживающая, уносящая в мир детства, фантазий и творчества. Каждая деталь строения необычна глазу и поражает замыслом и исполнением.

24.JPG

25.JPG

26.JPG

Широкопалому шляхетному раку здесь самое место!

Корзины опускают в воду и осторожно опорожняют. 

27.JPG

28.JPG

Будем надеяться, что раки здесь приживутся и станут местной достопримечательностью, как этот сказочный комплекс.

Подобные мероприятия, проводимые раковедами, непременно будут содействовать увеличению численности этого вида, его распространению по водным объектам Беларуси. Но необходима поддержка этим работам, а точнее – настоятельно нужна ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО СОХРАНЕНИЮ И УВЕЛИЧЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ ШИРОКОПАЛОГО РАКА, которая обеспечит постоянный природоохранным мероприятиям широкомасштабность и своевременность, возможность экспериментов. И тогда раковедам не придется пристраиваться к посторонним темам и как-то выкручиваться.

В планах о светлом будущем широкопалого рака в наших многочисленных озерах и реках стоит замахнуться и на максимум – выведение его из Красной книги и ожидаемый в перспективе экономический эффект. По мнению специалистов, при всех благоприятных обстоятельствах это может осуществиться не раньше, чем через 20 лет. Дождемся! Безумно хочется, чтобы, как и в былые времена, шелестели раками наши озера и реки.

Я благодарна белорусским раковедам за предоставленную мне возможность ощутить себя немного причастной к зарождению новой популяции широкопалого рака.  

Фото автора

Комментарии пользователей (1)
Оставьте ваш комментарий первым
Vladimir Penkevich    17 июля 2019 в 19:32
0
0
Очень интересно! Молодцы! В п.Городище (в 7 км от Негорелого),  в 60 годах прошлого столетия, в р. Перетуть раков было несметная численность. Мы дети, ловили их каждый день, и вечерами варили на костре. Через несколько десятилетий они пропали... Вот бы запустить широкопалого в эту лесную реку: там хорошие условия. Татьяна, а Вы совсем не изменились, даже выглядите помолодевшей, похорошевшей. Успехов Вам и мужу, в этих очень нужных делах, и всех благ!
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.