Обнаружен самый прочный биоматериал на Земле

0 960 23 Фев 2015

Ученые из Университета Портсмута (Великобритания) обнаружили, что самый прочный биологический материал — это зубы моллюска под названием «морское блюдечко», сообщает журнал «Вокруг Света».

Морские блюдечки используют язык, покрытый крошечными зубами, чтобы соскребать еду с камней и перемещать ее в рот. Вместе с пищей они съедают и каменную крошку. Зубы блюдечек состоят из минерально-белкового композита. Этот композит прочнее не только всех природных материалов, но и большинства созданных человеком. Зубы состоят из крошечных волокон железной руды, проходящих через белковую базу и специфическим образом соединенных между собой. По мнению ученых, это открытие поможет улучшить искусственные материалы, используемые в строительстве самолетов, машин, кораблей и даже в изготовлении пломб.

Чтобы определить прочность зубов морских блюдечек, ученые придали им форму песочных часов, прикрепили с двух сторон к рычагам в атомно-силовом микроскопе и стали «растягивать», пока зубы не сломались в самом тонком месте: центральная часть образцов оказалась в 100 раз тоньше человеческого волоса. Эксперимент показал, что прочность материала составляет около 5 гигапаскалей — прочнее большинства видов шелка, который до сих пор считался одним из рекордсменом по прочности среди природных материалов.

Напомним, что в прошлом году канадские ученые изобрели стекло, которое при падении деформируется, но не бьется, — их вдохновили на это морские ракушки. Исследовав структуру ракушек, ученым удалось увеличить прочность стекла в 200 раз.