В России разработали промышленный способ разведения эулофидов для борьбы с вредителями леса

1 1086 28 Янв 2015

Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и лесной механизации разработали промышленный способ разведения естественного хищника (энтомофага) шелкопряда-монашенки, листоверток и американской белой бабочки — китайского эулофида. По информации комитета лесного хозяйства Московской области, на сегодня хвоегрызущие вредители распространены на юго-востоке региона на площади 143 тыс. га, сообщают «Российские лесные вести».

«В 2013 году проводился эксперимент с использованием китайского эулофида в Бородинском лесничестве. Мы получили эффект на уровне 5-7% гибели шелкопряда-монашенки от общей численности популяции на данном участке леса, — рассказали в пресс-службе ведомства. — Для первого подобного опыта был достигнут хороший результат. Применение энтомофагов для Подмосковья — это подходящий способ борьбы с насекомыми-вредителями, так как применение химических препаратов в защитных лесах региона невозможно».

Китайский эулофид — это крохотная мушка, развивающаяся в куколке шелкопряда. Ученые из Китая открыли ее в 1985 году, обнаружив, что насекомое стало препятствовать массовому производству шелка.

Три года назад ученые из ВНИИЛМа первыми научились разводить энтомофага в лабораторных условиях. По словам заведующего лабораторией защиты леса от инвазивных и карантинных организмов ВНИИЛМ Юрия Гниненко, китайский эулофид обладает впечатляющими характеристиками.

«У энтомофага высокая поисковая способность, эулофид поднимается вверх на крону, а также может углубляться в подстилку на глубину 20 см и там искать вредителя. Каждая особь откладывает около 500 яиц и может заразить несколько куколок шелкопряда-монашенки», — рассказал эксперт.

Суть технологии промышленного производства эулофида достаточно проста: энтомофаг развивается в куколке другого насекомого — павлиноглазки. Для разведения энтомофагов в лабораторных условиях нужен хороший «питающий хозяин» — неприхотливый к условиям содержания, устойчивый к болезням, недорогой в питании. В ходе экспериментов было отвергнуто по разным причинам 10 видов бабочек. Наиболее подходящей оказалась вощинная моль, но из ее куколки выкармливаются только 300 особей китайского эулофида, а из куколки павлиноглазки — в 7 раз больше. Подобный результат достигается за счет размера как самой бабочки павлиноглазки, так и ее куколки. Она является одной из крупнейших бабочек в мире. Естественный регион обитания павлиноглазки — Индия.

«Разработанная нами технология с использованием павлиноглазки в качестве «питающего хозяина» масштабирует объемы производства энтомофагов в десятки раз. В случае постановки этой технологии на промышленную основу у лесного хозяйства есть реальный шанс достаточно оперативно справиться с несколькими видами опасных насекомых-вредителей», — прокомментировала результаты исследовательской работы руководитель лаборатории биологических методов защиты леса ВНИИЛМ Юлия Сергеева.

По словам председателя комитета лесного хозяйства Подмосковья Павла Кукушкина, правительство региона поддержало инициативу ведомства по созданию биолаборатории по защите лесов.

«Мы планируем начать ее создание в 2015 году, возможно, на базе Ивантеевского лесного питомника. Лаборатория будет решать задачи по разведению энтомофагов, наработки биопрепаратов, анализа качественных характеристик популяций вредных организмов», — пояснил Кукушкин.

Елена Садовская    28 Января 2015 в 14:46
0
Во Флориде планируют выпустить орды генно-модифицированных комаров
Генетически модифицированные самцы комаров, потомство которых погибает еще на стадии личинки, должны сократить местную популяцию кровососущих и снизить риск получить с их укусами одно из опасных заболеваний, пишет научно-популярный портал «Naked Science».
Малярийные комары разносят далеко не одну лишь малярию. Список передающихся с их укусами болезней включает вирус Чикунгунья, желтую лихорадку и Денге — каждый год в мире они поражают миллионы людей, нередко с самыми неприятными последствиями. Бороться с этими заболеваниями крайне непросто, однако еще около десятилетия назад появилась идея противостоять не самим болезнетворным микробам, а их вредным переносчикам, создавая безвредных генетически модифицированных конкурентов.

Скажем, биологам британской компании Oxitec удалось получить линию комаров Aedes aegypti, несущих поврежденный ген, благодаря которому их потомство погибает еще на личиночной стадии. Кусаются, как известно, лишь самки, поэтому на волю выпускаются самцы, успешно конкурирующие с «нормальными» при спаривании — и резко сокращающие численность кровососущих уже в следующем поколении. При этом генетическая модификация насекомых не приводит к распространению поврежденного гена в дикой природе.

Этот метод с успехом был апробирован в некоторых тропических странах. Например, на Каймановых островах в течение шести месяцев 2012 года на волю было выпущено 3,3 млн таких «диверсантов», что привело к падению численности местной популяции комаров аж на 96%.

В США же «Oxitec» выступает совместно с Отделом контроля за кровососущими насекомыми Флорида-Кис, небольшого архипелага в Майами, знаменитого своими пляжами и роскошными виллами на весь мир. Переносимые комарами заболевания здесь не слишком часты, однако чиновников беспокоит растущая устойчивость насекомых к инсектицидам и сложности регуляции их численности.

Несмотря на успешные примеры применения ГМ-комаров на Каймановых островах и в других регионах мира, американское Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA), одобрения которого ожидают в «Oxitec», обещает рассмотреть вопрос со всей строгостью. Помимо чисто медицинских аспектов применения нового метода необходимо учесть и сложности в восприятии ГМ-технологий широкой публикой.

Отдельный вопрос представляет возможное воздействие этих мер на экосистемы. Комары являются важными опылителями многих растений и еще более важным пищевым ресурсом. Печальный опыт некоторых попыток массового уничтожения кровососущих, в том числе и на территории бывшего СССР, широко известен: их исчезновение приводит к резкому падению численности питающихся ими насекомых и птиц, а следом — и всех участников цепи.