Новое в систематике: термиты и тараканы

Александр Очеретний
журналист WildLife.by
0 1125 5 Мар 2018

Одно из сильнейших детских воспоминаний: конфликт с учителем биологии Андреем Михайловичем. Предмет он знал слабо, да и не любил совершенно, что уж тут греха таить, даже детям это было видно. Как-то на уроке он рассказывал нам про общественных насекомых, в частности, про термитов. «Термиты – это один из видов муравьев», – сказал он тогда. Такого глумления над биологической систематикой не смогла перенести душа юного натуралиста, то есть моя. То, что термиты – это вовсе не муравьи, Андрей Михайлович понять не мог,  даже принесенная мной книжка «Жизнь животных» не стала для него авторитетным источником. Ну, а когда я сказал, что «термиты – это родственники тараканов», этот учитель сталь откровенно надо мной смеяться. Что делают с нами детские обиды – ведь прошло с тех пор 40 лет, а я не забыл! Ну да ладно.

Итак, недавнее исследование генома термитов окончательно поставило их рядом с тараканами. Более того, недавно энтомологическое общество Америки (Entomological Society of America, ESA) официально пересмотрело классификацию насекомых и обновило свою таксономическую базу ESA Common Names. Теперь термиты окончательно вошли в состав отряда таракановых. Об этом одновременно заявило несколько источников, публикующих новости популярной биологии, а из русскоязычных в частности https://naked-science.ru

Если раньше систематика видов носила сравнительный анализ, поэтому была не слишком точна, то теперь, как говорится, «против генов не попрешь». Впрочем, генетические исследования только подтвердили прежние предположения ученых: у тараканов и термитов достаточно много общих черт, физиологических и поведенческих признаков. В частности, наличие в их желудочно-кишечном тракте микроорганизмов, которые разлагают целлюлозу и таким образом помогают насекомым ее усваивать.

«Изменения, наступившие в систематике насекомых, можно сравнить со знаменитым лишением Плутона статуса полноценной планеты. Впрочем, в отличие от Плутона, у термитов вряд ли найдутся горячие защитники», – пишет один из исследователей Пол Эглтон в статье, которую они озаглавили довольно претенциозно для научной работы: «Смерть отряда», имея в виду исключение из систематики отряда термитов и объединение его с тараканами.

Интересно, что «недостающее звено», связывающее тараканов-одиночек и «общественников»-термитов давно уже было известно науке. Это реликтовые тараканы Cryptocercus. Они демонстрируют довольно сложное социальное поведение.

«Прогрызая ходы в древесине, они используют получающийся лабиринт в качестве укрытия для выращивания потомства. Его подкармливают полупереваренным анальным секретом, в котором содержатся и питательные вещества, и бактерии, которые в будущем помогут насекомому также переваривать древесину и прогрызть собственный коридор для следующего потомства. В этом смысле термиты представляют собой лишь более специализированных и высокоразвитых родственников, достигших вершин эусоциальности – вплоть до стерильности подавляющего большинства жителей гнезда», – пишут исследователи.