Ученые открыли густонаселенные миры на спинах черепах

0 275 17 Июн 2020

Международная команда ученых, возглавляемая исследователями из Университета Флориды, решила вооруженным глазом взглянуть на прочные панцири головастых черепах, или логгерхедов (Caretta caretta). Эти рептилии – одни из семи видов морских черепах, которые являются самыми распространенными морскими черепахами в США и обитают в Атлантическом океане.

Как и большинство морских черепах, логгерхеды признаны уязвимым видом — они часто сталкиваются с опасностями из-за деятельности человека: попадают в рыболовные сети, страдают от пластикового загрязнения океана, лишаются потомства из-за сбора яиц на пляжах.

Питаются головастые черепахи очень разнообразно: в их меню входят и рыбы, и медузы, и ракообразные, а также моллюски и мечехвосты, бронированные раковины и панцири которых эти рептилии с легкостью раскалывают своими мощными челюстями. У них твердый панцирь, соединенный с плоскими ребрами и покрытый щитками из кератина (того материала, из которого состоят рога носорога и наши ногти). Панцирь головастых черепах может достигать в длину до 1,1 метра.

черепаха.jpg

черерпаха.jpg

Проанализировав эпибионтов (организмы, которые живут на другом животном) логгерхедов, ученые пришли к выводу, что на больших панцирях этих морских рептилий процветают целые миры: и микроорганизмов в этих мирах в два раза больше, чем считалось ранее.

Чтобы сделать этот вывод, они сконцентрировались на мейофауне (мейобентосе) — мелких водных организмах, размер которых колеблется от 0,032 мм до 1 мм, тогда как ранее большинство исследований эпибионтов морских черепах было сфокусировано на организмах крупных размеров, видимых невооруженным глазом. Особое внимание ученые обратили на нематод — круглых микроскопических червей, которые обитают практически везде и играют важную роль в жизнеобеспечении различных экосистем.

Во время пика сезона гнездования логгерхедов в 2018 году на острове Сент-Джордж во Флориде, США, исследователи собрали образцы всех микроскопических эпибионтов с 24 панцирей черепах и принялись их (эпибионтов) изучать.

фауна1.jpg

Результаты исследования оказались впечатляющими: на панцирных спинах черепах существуют целые миры, которые населяют тысячи различных микроорганизов. На панцире одной черепахи были обнаружены следы 146 000 «колонизаторов». И если ранее считалось, что черепахи носят на своих панцирях менее 100 различных видов организмов, в этот раз ученые обнаружили 111 новых видов одних только нематод — что уж тут говорить о других микроорганизмах. Как же они смогли в таком количестве завоевать кератиновый «плацдарм» для жизни и добиться такого биоразнообразия в одном месте — на панцире одной черепахи могут встречаться нематоды из совершенно разных мест?

Ученые указывают, что это связано с дальними (на тысячи километров) миграциями головастых черепах, которые те предпринимают во время брачного сезона, сезона размножения и в поисках еды. Это подразумевает потенциально крупномасштабный обмен и распространение мейофауны, представители которой из локальных аборигенов становятся космополитами, разносящимися по миру на подобных живых «планетах».

Исследователи отмечают, что результаты их научной работы ставят перед человечеством важные вопросы об экологии и сохранении редких морских черепах не только как самостоятельных представителях мегафауны, имеющих ценность для экосистемы, но и как хозяевах сотен тысяч эпибионтов, которые тоже обеспечивают экосистемам здоровое существование. Статья опубликована в журнале Diversity.

Источник: nat-geo.ru