Ученым удалось «разбудить» клетки древнего мамонта

2 624 18 Мар 2019

Команде ученых из Японии и России удалось «разбудить» клетки мамонтенка Юки – молодой самки шерстистого мамонта, жившей в Якутии 28 тысяч лет назад. Это дает надежду на то, что давно вымершее животное удастся клонировать и вернуть этот вид к жизни – как в культовом фильме «Парк Юрского периода».

Юка была найдена в 2010 году на южном побережье моря Лаптевых и является уникальной по степени сохранности мумией, поскольку останки животного постоянно находились в зоне вечной мерзлоты.

Изначально возраст Юки оценивался в 39 тысяч лет, однако более точный радиоуглеродный анализ японских ученых показал, что животному примерно 28 140 (±230) лет.

В ходе эксперимента, результаты которого опубликованы в журнале Nature, из мышечных клеток Юки извлекли генетическую информацию и пересадили несколько десятков наименее поврежденных ядер в яйцеклетки мышей.

Пять из них показали «признаки биологической активности» – в них ученые зафиксировали реакции, которые обычно происходят в клетках, перед тем как те начинают размножаться путем деления.

До самого деления пока не дошло – однако исследователи весьма воодушевлены полученным результатом.

«Это показывает, что, несмотря на все прошедшие века, клетки все еще могут проявлять активность – и ее можно воспроизвести, по крайней мере частично», – цитирует агентство «Франс пресс» одного из авторов работы Кея Миямото.

«До сих пор большинство исследователей занималось анализом ДНК окаменелостей, не задаваясь вопросом о том, можно ли использовать ее функционал», – добавил ученый.

В то же время он отметил, что ждать открытия «Парка Юрского периода» – по крайней мере в обозримом будущем – не стоит: это лишь первый шаг на пути к воссозданию древнего животного, и впереди еще долгий путь.

«Представленные в нашей работе результаты вновь показывают, что де-факто клонировать мамонта при помощи современной методики пересадки ядра невозможно», – заключают авторы статьи.

В то же время биологи указывают, что клетки Юки оказались более повреждены, чем ученые надеялись изначально. И если удастся найти лучше сохранившиеся ядра, эксперимент имеет смысл повторить.

Николай ВОРОНИН, корреспондент по вопросам науки

Правообладатель иллюстрации Getty Images

Источник: https://www.bbc.com

Александр Очеретний    18 Марта 2019 в 11:38
0
Мне это не понятно. Если есть биологи, которые понимают, можно ли объяснить на пальцах? Каким образом ученые обошли период полураспада ДНК, который составляет 500 лет?
Александр Козорез    18 Марта 2019 в 13:28
1
0
Насколько я владею вопросом, сейчас есть два направления на пути клонирования мамонта.
Первый (южнокорейский) вариант предусматривает, найти замороженную живую клетку мамонта, с сохранившейся ДНК и вот на основе ядра этой клетки и начать процесс клонирования. Насколько я понимаю пока такую клетку никто не нашел.
Второй вариант развивает Джордж Черч (США). Он заключается в том, что в ДНК индийского слона пытаются вставить кусочки ДНК  мамонта, отвечающие за определенные признаки. Например за "мохнатость" либо за особый состав крови (у мамонтов состав крови был особый, что помогало им переносить суровые морозы). В данном случае получится не настоящий мамонт, а мамонтоподобный индийский слон (он ближайший родственник мамонта). Мне кажется второй вариант реальнее. Есть книга, крайне интересная "Наука о воскрешении видов", вот там об этом очень подробно, и на обывательском языке.