В Амазонии впервые нашли гибридный вид птиц

0 90 9 Янв 2018

Биологи из университета Торонто описали первый амазонский гибридный вид птиц, сообщается в Proccedings of the National Academy of Sciences и кратко на Phys.org. Им оказалась желтошапочная, или золотоголовая, пипра (Lepidothrix vilasboasi) – небольшая птица, обитающая в тропических лесах Бразилии.

06a32e9149b7a53b66051778578e25f5.jpg
Перо из «шапочки» золотоголовой пипры (Lepidothrix vilasboasi)

Ученые впервые обнаружили золотоголовых пипр в 1959 году, но вскоре их стали считать вымершими и вторично обнаружили в 2002 году в центре Амазонии. По оценкам орнитологов, птицы обитают на территории примерно 200 квадратных километров.

a78074681e5d491db8d6777e25227981.jpg

В новом исследовании ученые под руководством профессора Джейсона Вейра (Jason Weir) провели генетическое и морфологическое исследование и обнаружили, что золотоголовые пипры — гибридный вид. Анализ ДНК показал, что примерно 20 процентов генома были похожи на геном белошапочной пипры (Lepidothrix nattereri), а 80 процентов — на ДНК опаловоголовой пипры (Lepidothrix iris).

185a2a48a7af7c4d5853b2d0a6fa61c0.jpg ec54bbdad78a087762fbdc0915f5cad6.jpg

Исследователи построили филогенетическое дерево родственных видов и выяснили, что гибридное скрещивание родительских видов произошло около 180 тысяч лет назад, а последний общий предок опаловоголовой и белошапочной пипр жил около 300 тысяч лет назад. По словам исследователей, это очень немного по меркам амазонских джунглей. «Большинство птиц, живущих в джунглях Амазонии, отделилось от ближайшего предка от полутора до четырех миллионов лет назад», — объясняет Вейр.

Морфологическое исследование показало, что перья на голове у самцов золотоголовых пипр окрашены сверху в желтый, а внизу в белый. При этом их нижняя часть была намного бледнее по цвету, чем у «родительских» видов. Авторы исследования с помощью электронной микроскопии изучили перья «шапочки» у всех трех видов птиц. Ученые обнаружили, что у белошапочной и опалоголовой пипры расположение кератина в перьях было разным, но у обоих видов оно создавало яркие опалесцирующие цвета. По-видимому, такие перья позволяли самцам обращать на себя внимание самок в довольно темном тропическом лесу.

Гибридные золотоголовые пипры унаследовали расположение кератина от обоих родительских видов, так что в результате получился блеклый серый или белый цвет перьев. По мнению исследователей, самцы золотоголовых пипр со временем нашли другой способ привлекать самок и «отрастили» верхнюю часть перьев ярко-желтого цвета.

Исследователи считают, что золотоголовые пипры смогли сохраниться как вид из-за географической изоляции во время одной из ледниковых эпох. «Мы не видели, чтобы гибриды сохранились как отдельный вид в тех регионах, где обитали родительские виды», — говорит Вейр.

Ранее исследователи выяснили, что крапчатокрылый бюльбюль — одна из самых редких и малоизученных птиц, возможно, никогда не существовал. Вероятно, это был представитель другого, более распространенного вида, который отличался редкой окраской оперения.

Екатерина РУСАКОВА, nplus1.ru

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.