Фантастические миры Антанаса Чеснулиса
Двенадцать лет назад мы познакомились с Антанасом Чеснулисом, скульптором-философом.
В парке народного художника, лауреата Литовской государственной премии из деревни Науясодес под Друскининкаем, ты словно попадаешь в волшебный мир деревянных святых и работящих мастеровых, драконов и великанов, милых животных и персонажей литовского национального фольклора.
Автор, произведения которого украшают не только окрестности Друскининкая, но и другие уголки Литвы, живет на собственной выставке и в своей сказке: его дом – рядом с его произведениями.
Здесь фигурки Христа замерли в вечной скорби, водочерпий льет воду, дракон издает грозный рык и извергает пламя, деревянные птички радостно щебечут, мельница мелет невидимое зерно, самогонщики, поощряемые чертиками, гонят зеленое зелье, в задорном танце кружатся влюбленные парочки, а вечные зрители замерли, созерцая спектакли проходящей мимо жизни.
Когда по парку вас сопровождает сам мастер Антанас, то эта прогулка превращается в увлекательное совместное прочтение работ, что особенно захватывающе.
Мастер извиняется за свои натруженные испачканные руки: вышел к нам прямо из мастерской, где работал с металлом. Мы, смеясь, рассуждаем вместе, что же первично: дерево или металл? «Для меня, конечно, дерево, но чтобы его обрабатывать, надо было изготовить разные стамески, полукруглые, треугольные, крупные, тонкие – стало быть, пришлось освоить и кузнечное дело».
Сегодня к резным фигуркам, которыми мы любовались в прошлый визит, добавились металлические и каменные. Самая свежая работа – Скорбящий Иисус, «Рупинтойелю», – за мельницей.
Рупинтойелю – традиционные для Литвы изображения погруженного в думу Христа с печальным выражением лица.
Так и хочется пригорюниться рядом, взять на себя часть его горестных дум.
В нишах каменной стены, которая ведет от мельницы к реке, был замысел собрать работы на тему скорбящего Иисуса, это единственное место, где представлены другие мастера, и сегодня здесь фигурки Христа не только литовских, но и белорусских художников по дереву и металлу.
В музее под открытым небом множество новых забавных сказочных обитателей. В основном, деревянные работы выполнены из дуба. Со временем, от дождя и солнца их спрятали под индивидуальные «крыши». Парк стал больше, добротней, и словно зажил самостоятельной жизнью.
Здесь очень атмосферно! Мастер вложил в свое детище и знание механики, и тонкую философию, и… частицу души.
– Это Водолей, – знакомит нас Антанас, дергает за веревочку, и из кувшина начинает литься родниковая вода. Ею можно утолить жажду из небольшого ковшика.
В жаркий летний день такая аттракция пользуется огромным успехом.
– А это Мельник, освещающий путь: подходишь – зажигается лампочка, встречает наших гостей.
Из камня получились птички. Мне нравится играть с разными материалами…
Металлические солнышки тоже сам «кузнечил».
Это святой Христофор, который переносит ребенка через реку. По легенде, Христофор был римлянином огромного роста, изначально носил имя Репрев и занимался извозом через опасный брод. Однажды к нему обратился маленький мальчик. Посреди реки Репрев ощутил невыносимую тяжесть и испугался, как бы им обоим не утонуть. Тогда мальчик признался, что он – Христос, а тело его так тяжело, потому что с ним все тяготы мира. (Чувствуете связь с Рупинтойелю?)
Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил новое имя — Христофор, «несущий Христа». Этот святой – защитник путешественников и автомобилистов, к нему надо адресовать просьбы, чтобы в вояжах везло с транспортом, погодой, гостиницей, программой и гидом.
Здесь композиция «Жизнь человека и дерева». Загадка Сфинкса: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» – философски дополнена мастером. Малыш, ползающий по деревянному полу, мужчина в самом расцвете с бочонком над головой и дряхлый старик с палочкой.
Этакие взаимоотношения человека с деревом. А материалом для нее послужила королевская сосна из Лаздийского района, другой такой в мире не найти.
Толщина ствола была больше метра, а возраст около 300 лет.
Когда сосна высыхает, кора с нее сходит сама. И узловатая форма дерева предопределила содержание композиций.
С другой стороны можно видеть своеобразные женские истории, триптих на тему основных жизненных сюжетов (когда в семье собирается больше всего родни): крещение – свадьба – похороны.
Он о быстротечности жизни, из моих ранних работ.
Работа посвящена народной сказке «Эгле – королева ужей», поэму на тему которой в 1940 году написала Саломея Нерис. Ее героиня в результате предательства родных обернулась темною елью, ее старший сын превратился в дуб, младший – в ясень, а дочь – в трепетную осину: «Печальной вдовой клонит ель свои ветви долу. Чуть дохнет ветер, дрожат, точно от страха, у осины мелкие листочки. А у дуба и у ясеня стволы крепки и тверды, как сердце верного человека. А почему это, знает тот, кто слыхал от дедов про бедную Эгле и про ее детей».
Этот великан – мой помощник, собран из 9 разных кусков дуба. Высота его 5 метров. Когда меня спрашивают, кто помог сложить все эти камни, я отвечаю: он.
Это Йонас, собирается прыгать в речку после бани.
А мы еще помним те времена, когда еще Йонас нежился в водах Ратничеле…
Скульптура выполнена из лиственницы: старик держит 3 скворечника.
Король леса со своими подопечными. Подходишь – птицы заливаются трелями. Это своеобразное ноу-хау мастера. Кое-какие из фигур снабжены датчиком движения. При приближении к ним происходит срабатывание: играет музыка, поют птицы. Самое эффектное случается около фигурки Георгия Победоносца, повергающего змея.
Когда подходишь, змей начинает громко трещать и страшно мигать глазами, бьет колокол. Честно скажу, этот элемент неожиданности откровенно пугает: резкий пронзительный звук вдруг разрезает лесную тишину.
Поэт Майронис, ксендз, автор слов второго литовского гимна. Его изображение раньше было на купюре 20 литов.
Два художника: Микалоюс Константинас Чюрленис и Сергей ПлыткевичГлухарь «прилетел» в парк совсем недавно…
А вот влюбленная пара уже давненько кружится в танце.
И зрители давным-давно застыли-заслушались!
Стенд, посвященный хлебу, огромная беседка, почти эстрада, где проходят мастер-классы, рассказывает о том пути, который хлеб проходит по дороге к нашему столу: : вспашка поля, сев, покос, молотьба, веяние, замес теста, выпечка.
В конце экскурса можно отведать этот продукт.
Иллюстрированный Зодиак. Здесь каждый ищет и находит свой знак.
Иллюстрации к четырем известным литовским спектаклям: «Усадьба Жалдокаса» Бориса Даугуветиса, «Невестка» Юлии Жемайте, «Сумерки» Антанаса Венуолиса, «У небесных врат» Винцаса Креве.
«Тайняя вечеря» – одна из последних работ мастера. Сюжет библейский. Еще хлеб не преломлен, вино не выпито, а предатель уже таит свой черный замысел. Интересно, найдете ли вы здесь Иуду? Я нашла сразу, с рукой за пазухой.
Рождественский этюд
Самогоноварение существовало в Литве всегда, и всегда находилось под запретом, поэтому подпольные винокурни размещались в глубине леса. В основном, работали на пару, труд был не из легких: разжечь огонь, наносить из реки воды. Да и чертики всегда рядом…
Так представлены различные регионы Литвы…– А здесь рождаются мои крупные работы. Видите, это мой «двойник»? С такой же шапкой, вырезает мою же скульптуру. То есть мы здесь втроем. Мне часто задают вопросы о бумажной шапочке, почему я постоянно в ней?
Отвечаю, что в нее очень хорошо входят мысли. Ведь газета информативна, и мыслей всегда полным-полно.
– А у этой скульптуры интересная предистория, в 1933 году на самолете «Литуаника» американские летчики литовского происходения Стяпонас Дарюс и Стасис Гиренас пытались установить рекорд дальности полета из Нью-Йорка в Литву. Удачно перелетев Атлантический океан, они разбились при невыясненных обстоятельствах, когда до конца маршрута (Каунаса, тогдашней временной столицы Литвы) оставалось менее десятой части пути. В знак их памяти на моей родине посадили два дуба. В 2010-м ураган их сломал, их заменили новыми, а эти послужили материалом для моего произведения.
Известна давняя литовская (и не только!) традиция – ставить у начала деревни кресты-обереги. «Не сосчитать, сколько резных крестов я изготовил, особенно в 1980–1990-х, когда начали возрождать обычай!» – признается мастер Антанас. Некоторые сфотографированы и сведены в общее панно в галерее, их там 56!
– Бывший премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс, известный любитель велопутешествий. Его скульптурная копия накачивает-накачивает колесо, а колесо все спускает и спускает воздух…
– Первый слог композиция Lietuva (Литва), посвященной поэту Юстинасу Марцинкявичюсу, – «Lie» – держит король Миндаугас, слог «tu» – первопечатник, создатель первой книги на литовском языке Мартинас Мажвидас, а слог «va» – сам Марцинкявичюс, произведения которого переведены на 23 языка мира.
Между фигурами Миндаугаса и Мажвидаса – панно, изображающее батальные сцены, а между Мажвидасом и Марцинкявичюсом – зарисовки на деревенскую тему.
Как рождаются деревья? Своего рода иллюстрацию на эту тему предлагает и Антанас Чеснулис.
А композиция «Сутки: утро – день – вечер – ночь» посвящена легендарному резчику по дереву Лёнгинасу Шепке.
– Моя коллекция шапок одного года. Своеобразный ответ на вопрос, сколько я могу сносить шапок за год? Это 2019-й…
– Раньше жена Ирена выращивала знатные георгины, эта композиция мой ей подарок – на ней они цветут и зимой, и летом!
– Возле этого стенда я предлагаю своим экскурсантам найти себя в череде разных лиц…
Мы заглянули и в автомастерскую Антанаса:
Работы мастера философичны: в них заложены многовековая мудрость и тонкая лирика, глубокие мысли ваятеля, но также отражен и меткий народный юмор, а где-то без особых церемоний смело использованы сарказм, самоирония и даже гротеск.
С женой и помощницей ИренойЕсли окажетесь рядом с Друскининкаем, не упустите шанс окунуться в фантастические миры волшебника Антанаса Чеснулиса. В летний сезон парк работает с 9.00 до 21.00, зимой – с 9.00 до 17.00.
Фото Сергея Плыткевича
Источник: planetabelarus.by
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.