Поможет ли контролируемое выжигание восстановить низинные болота?

Андрей Бородин
заместитель редактора Wildlife.by
0 5319 10 мар 2017

Весенние палы были и остаются одной из главных угроз белорусской природе. Однако при научном подходе огонь может стать помощником в сохранении биологического разнообразия. По крайне мере в этом убеждены организаторы семинара, который 6 марта принимал заказник «Споровский» в рамках проекта «Клима-Ист: сохранение и устойчивое управление торфяниками в Республике Беларусь для сокращения выбросов углерода и адаптации болотных экосистем к изменению климата», финансируемого ЕС/ПРООН.

Эта особо охраняемая природная территория представляет собой комплекс низинных болот и лугов, расположенных в пойме Ясельды. Она известна, прежде всего, как одно из важнейших мест обитания вертлявой камышевки (мировая популяция этого редкого вида птиц, который относится к категории глобально угрожаемых, составляет порядка 10 тыс. особей). Однако и помимо нее низинные болота служат домом для более чем 40 видов, находящихся под охраной.

Однако этот дом может исчезнуть из-за того, что территорию постепенно захватывают тростник и кустарники (прежде всего, ива), вытесняя травы, среди которых наиболее важную роль играют осоки. Данный процесс раньше тормозило хозяйственное использование низинных болот и лугов: ежегодное выкашивание в сочетании с выпасом скота уничтожали поросль, что позволяло успешно бороться с зарастанием.

Лишь осоковое болото способно обеспечить самок вертлявых камышевок, которые растят птенцов без помощи самца, достаточным количеством корма. Территории, покрытые кустарниками и тростником, гораздо менее продуктивны. К тому же при достижении определенной плотности побегов исчезают даже те птицы, для которых данный биотоп является основным местом обитания.

IMG_6784_1290.jpg IMG_6777_1290.jpg

Показательным примером является пойма Ясельды близ д. Высокое: участники семинара с удивлением отметили, что часть ее покрыта настоящими зарослями, в то время как соседние участки, которые за последние годы были очищены от кустарников и тростника, напоминает скорее озеро. Стоит воде немного прогреться, как щука начнет метать икру на мелководье. Это лишнее напоминание о том, что зарастание низинных болот и пойменных лугов бьет не только по птицам, но и по рыбе. Когда вода отступит и поднимется осока, здесь начнут петь самцы вертлявых камышевок.

По словам орнитолога, сотрудника НПЦ  НАН по биоресурсам Дмитрия Журавлева, который в рамках данного проекта отвечает за мониторинг, на участках, где кустарников и тростника нет, их численность может достигать 10 особей на километр маршрута. Однако накопление отмершей растительности приводит к тому, что продуктивность биотопа снижается, поскольку молодая поросль осоки просто не может пробиться к солнцу. В результате самки пренебрегают такими участками, и количество гнезд оказывается заметно меньшим.

Организаторы семинара полагают, что вернуть земли заказника в разумный хозяйственный оборот – единственный способ уберечь их от зарастания. Понятно, что ручное кошение больше не является решением проблемы, тем более что значительная часть территории успела покрыться настоящими зарослями. Именно поэтому в рамках проекта была приобретена специальная техника, которая позволяет уничтожать нежелательную растительность на болоте.

IMG_6806 - 1290.JPG

Однако и ее возможности ограниченны. Это касается, прежде всего, погодных условий. Обилие снега этой зимой помешало работе. Начиная с марта до конца гнездового сезона беспокоить птиц нельзя. С началом осенних дождей проходимость болота резко снижается. В итоге остается не так много времени, для того чтобы техника могла полноценно работать. По оценкам организаторов семинара, в год реально расчищать 2,5 тыс. га, тогда как в рамках проекта планируется удалить тростник и кустарники на площади 12 тыс. га, что составляет примерно 66% территории заказника.

К сожалению, по прошествии 3-5 лет территория придет в прежнее состояние, и все придется начинать сначала. К тому же, как уже говорилось выше, закустаривание является не единственной проблемой. В качестве примера участникам семинара показали луг, расположенный близ д. Костюки. Поскольку там осталось всего три коровы, они просто не успевают съедать всю растительность. В результате отмершая трава образовала слой толщиной до 5-10 см. Эту проблему предлагается решать в том числе с помощью контролируемого выжигания. Данный метод предусмотрен планом управления многими особо охраняемыми природными территориями, включая заказник «Споровский», а также Статьей 17 Закона РБ «О животном мире».

При этом следует понимать, что между контролируемым выжиганием и самодеятельными весенними палами существует огромная разница. Для того чтобы применить данный метод, необходима большая подготовительная работа, включая научное обоснование, согласование с МЧС, землепользователями и т.д. Само контролируемое выжигание осуществляется в присутствии представителей инспекции по охране животного и растительного мира. На месте также дежурит пожарная машина.

Технология контролируемого выжигания также предусматривает правильный выбор времени. Ранней весной, когда верхний слой почвы насыщен влагой, контролируемое выжигание не причинит сколь-нибудь значительного ущерба. Даже после прохождения огня остаются нетронутые участки. Благодаря этому насекомые, зимующие в стадии куколки (часть из них при контролируемом выжигании неминуемо погибает), получат возможность на следующий год восстановить свою численность за счет высокой плодовитости.

IMG_6797 - 1290.JPG

Не менее важно следить за тем, чтобы огонь не вышел за пределы территории. В идеале необходимо использовать естественные преграды (мелиоративные каналы, дороги и т.п.). Если же их нет, то прокладывается полоса, с которой удаляется растительность, что не позволит огню распространиться. В любом случае проведение контролируемого выжигания остается задачей специалистов. Это во многом экспериментальный метод, который успешно применяется во многих странах мира для поддержания открытых экосистем, а в Беларуси он пока только осваивается.

Впервые контролируемое выжигание на территории Беларуси было осуществлено в 2015 году на болоте Званец, которое сталкивается со схожими проблемами. В комплексе с кошением оно позволило очистить от тростника и кустарников значительную территорию, в итоге численность камышевки возросла в 1,5 раза. Однако необходим дальнейший мониторинг, поскольку ученые признают, что речь идет о многофакторном процессе.

Именно поэтому на первых порах контролируемое выжигание будет применяться в весьма ограниченном объеме. Об этом говорилось во время круглого стола, который завершал семинар. Также прозвучало предложение разработать собственную линейку техники, которая позволила бы удалять тростник и кустарник. Ведь зарастание – это проблема, с которой сталкиваются не только особо охраняемые природные территории (сегодня только на них можно осуществлять контролируемое выжигание).

Между тем кошение позволяет получить биомассу, которая имеет большое хозяйственное значение. Так, щепу, получаемую при измельчении кустарников, можно успешно использовать в качестве местного вида топлива, траву – в качестве корма для скота. Существует технология, позволяющая сжигать тростник в специальных котлах для получения тепловой энергии. Так что решение проблемы, связанной с зарастанием открытых экосистем, могло бы пойти на пользу не только природе, но и местным жителям.

Фото автора
Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.