Природоохранное законодательство не позволяет создать в Беларуси экологическую сеть!

Андрей Абрамчук
председатель Лесной рабочей группы АПБ
1 9002 9 мар 2017

Еще раз о концепции

Экологическая сеть (экосеть) – это система взаимосвязанных охраняемых природных территорий, предназначенных для сохранения биологического разнообразия. Ключевым понятием здесь является взаимосвязь всех элементов. Без нее экосеть как сеть не существует! Запомните эти слова.

Экосеть должна состоять из двух основных элементов: ядер и экологических коридоров. Ядра представляют собой наиболее ценные для сохранения биологического разнообразия территории, сохранившиеся в естественном или наименее нарушенном состоянии. Эти территории представлены природными ландшафтами с наибольшей концентрацией видов (в том числе охраняемых) и ценных биотопов.

Экологические коридоры – территории, соединяющие ядра и обеспечивающие свободное перемещение и миграцию видов. Как ядра, так и коридоры могут выглядеть по-разному. Ядра не обязательно должны быть иметь «правильную» округлую форму, а коридоры – линейную. Ключевым отличием ядер от коридоров является состояние их природной среды. Ядра – это природные места с высокой концентрацией биологического разнообразия. Коридоры – соединяющие их территории, обеспечивающие взаимосвязь, свободное перемещение видов.

Безусловно, естественными экологическими коридорами являются поймы рек. Но они также могут быть и ядром при условии, что часть речной долины или поймы сохранилась в естественном состоянии и отличается высоким биологическим разнообразием, концентрацией видов и биотопов. Однако нельзя все экологические коридоры привязывать исключительно к поймам рек. Не менее важны и сухопутные экокоридоры, и прежде всего лесные! От 1/3 до половины охраняемых видов (как животных, так и растений) связано с лесными экосистемами, а потому без лесных экологических коридоров они будут так же изолированы в сети, как и вообще без нее. Коридором может быть даже массив с преобладанием молодого леса или монокультуры, где биологическое разнообразие невысоко, при условии, что он обеспечивает связь с другими ценными природными территориями.

Сколько в Беларуси экологических сетей?

«Плохо, что в Беларуси две разные экологические сети – Национальная и Изумрудная», – так начинается одна статья, посвященная обсуждению проекта Национальной экологической сети (далее – НЭС). Однако проблема не только и не столько в том, что «Изумрудная сеть» не совпадает с предложенным Проектом НЭС. Как ни странно, его версия 2017 года значительно отличается от всех разрабатываемых ранее проектов НЭС или утвержденных схем. Например, НЭС-2017 далека от Проекта схемы экологической сети РБ, разработанного Институтом зоологии НАН РБ в 2005 г. (Рис. 1).

Рис. 1 Belarus National Ecological Network.jpg

Рис. 1. Схема экологической сети Республики Беларусь 2005 г.

НЭС-2017 не совпадает и со схемой Национальной экологической сети до 2010 года, содержащейся в Государственной схеме комплексной территориальной организации Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь № 19 от 12.01.2007 г. (Рис. 2).

Рис. 2_Нац экосеть РБ до 2010 г.jpg

Рис. 2. Национальная экологическая сеть до 2010 года.

Источник: Указ Президента Республики Беларусь №19 от 12.01.2007 г., Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь.

Также НЭС-2017 не соответствует проекту предварительной принципиальной схемы экологической сети Республики Беларусь от 2012 г. (Рис. 3). Как видно, за пять лет НЭС сильно «похудела» по сравнению с версиями 2005–2007 гг. Основные отличия версии 2012 г от  НЭС-2017 касаются отсутствия или наличия нескольких коридоров.

Рис. 3_Нац экосеть РБ 2012 г.jpg

Рис. 3. Проект предварительной принципиальной схемы национальной экологический сети Республики Беларусь 2012 г.

Кроме того, проект НЭС-2017 года существенно отличается от «Схемы основных миграционных коридоров модельных видов диких животных», которая совсем недавно была одобрена Решением коллегии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 05.10.2016 № 66-Р. В проекте НЭС-2017 отсутствует целый ряд коридоров, предусмотренных данной схемой. (Рис. 4).

Рис. 4_Karta-shema_MIGR KORIDORY ZYWOTNYCH_2.jpg

Рис. 4. Схема основных миграционных коридоров модельных видов диких животных.

Источник: Решение коллегии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 05.10.2016 № 66-Р.

Разработанная в 2005 году Институтом зоологии НАН РБ принципиальная схема экологической сети Республики Беларусь (см. Рис. 1) как тогда, так и на сегодняшний день является одним из наиболее полноценных вариантов НЭС РБ. Ключевыми положительными сторонами данной версии НЭС являются следующие:

  • Первое и самое важное – ее целостность. Практически все элементы сети взаимосвязаны между собой.
  • Второе – наличие как водных, так и лесных коридоров, что исключительно важно не только для крупных животных, но для более мелких других видов, а также для растений.
  • Третье – равномерность распределения по всей территории страны и как следствие отсутствие огромных непреодолимых для множества видов «пустых» (находящихся вне сети) пространств.
Есть у той версии НЭС и слабые стороны. Прежде всего, это слишком крупные ядра, объединяющие сразу несколько ООПТ с обширными пространствами между ними, которые представлены аграрными угодьями или хозяйственными лесами, а также отсутствие целого ряда узловых ядер. Последнее объясняется, прежде всего, тем, что 10 лет назад уровень изученности биоразнообразия на территории нашей страны был в разы хуже, чем ныне.

Загадкой остается, почему НЭС 2017 так «похудела» и «прохудилась» за последние 10 лет? Ведь уровень наших знаний о природных ценностях Беларуси значительно повысился, площадь ООПТ увеличилась, большее количество природных территорий получили международные охранные статусы.

1.jpg

2.jpg

Правовые основы

Согласно Закону «Об охране окружающей среды» (Статья 631), формирование и функционирование национальной экологической сети осуществляются с учетом водосборов (бассейнов водных объектов), требований к формированию и функционированию экологических сетей, установленных международными договорами Республики Беларусь, и в соответствии со схемой национальной экологической сети.

В соответствии с той же статьей критерии выбора территорий для включения в национальную экологическую сеть устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

  • площадь естественных экологических систем, которая должна составлять не менее 75% территории;
  • площадь типичных и редких природных ландшафтов, которая должна составлять не менее 50% территории;
  • площадь типичных и редких биотопов, которая должна составлять не менее 8% территории;
  • наличие мест обитания не менее 15 редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, включенных в Красную книгу Республики Беларусь и (или) подпадающих под действие международных договоров Республики Беларусь;
  • наличие мест произрастания не менее 10 редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь и (или) подпадающих под действие международных договоров Республики Беларусь;
  • наличие статуса природной территории международного значения (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, биосферный резерват ЮНЕСКО, водно-болотное угодье международного значения, территория, включенная в «Изумрудную сеть Европы», трансграничная особо охраняемая природная территория, иной статус в соответствии с международными договорами Республики Беларусь);
  • площадь территории, которая должна составлять не менее 25 тыс. гектаров при преобладании лесов или не менее 15 тыс. гектаров при преобладании других видов естественных экологических систем».

В соответствии  со Статьей 632 в зоны ядра включаются отдельные особо охраняемые природные территории (их части) и (или) природные территории, подлежащие специальной охране (их части), обеспечивающие сохранение естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия.

В экологические коридоры включаются отдельные природные территории, подлежащие специальной охране (их части), не включенные в зоны ядра, обеспечивающие связь между зонами ядра. Кроме того, в экологические коридоры также могут включаться отдельные особо охраняемые природные территории либо их части, если они имеют важное значение для расселения и (или) миграции диких животных. Существующие ООПТ, если они соответствуют не менее чем четырем критериям, должны включатся, прежде всего, в ядра экосети, как и природные территории, подлежащие специальной охране, если они соответствуют не менее чем четырем критериям, определенным для выделения ядер.

Таким образом, правовых препятствий для включения в ядра экологической сети  ООПТ и природных территорий, подлежащих специальной охране и соответствующих критериям для включения территорий в зоны ядра, НЕТ! Это должно быть сделано в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» (Статьей 632) в обязательном порядке.
С юридической точки зрения спорным вопросом остается включение или не включение в экосеть территорий, имеющих международный природоохранный статус, но не имеющих национального. Например: ТОПЗ (территории особого природоохранного значения) и Рамсарских угодий. С одной стороны, Статья 632 не дает нам возможности включать в экосеть что-либо, не имеющее статуса ООПТ или природных территорий, подлежащие специальной охране. С другой, Статья 105 того же закона содержит положение: «если международным договором Республики Беларусь установлены иные нормы охраны окружающей среды, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются нормы международного договора».
В соответствии с Бернской конвенцией (Европейской конвенцией по охране дикой флоры, фауны и природных сред обитания), а также рядом Резолюций и Рекомендаций Постоянного комитета конвенции, Беларусь как сторона конвенции должна обеспечить создание «Изумрудной сети». Единственными критериями отнесения той или иной территории к ТОПЗ является научные данные о наличии и значимости этой территории для сохранения соответствующих видов и биотопов. Для всех созданных ТОПЗ должен быть обеспечен особый или специальный режим, обеспечивающий сохранение их природных ценностей.

Коль скоро утвержденные ТОПЗ или потенциальные ТОПЗ соответствуют критериям для включения территорий в зоны ядра, установленные Постановлением Совета Министров РБ от 12 ноября 2014 года №1066, все они должны быть включены в ядра экологической сети, сейчас либо позже. Для этих территорий также должен быть обеспечен особый или специальный режим охраны. Включение в сеть ТОПЗ, не имеющих национального природоохранного статуса, возможно на тех же основаниях, что и включение в сеть еще не объявленных ООПТ, а также исходя из статей 105 Закона «Об охране окружающей среды» и 2.1 Закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Проблемы с коридорами

Одна из ключевых целей национальной экологической сети – обеспечение возможности для распространения и миграции видов растений и животных. Эту возможность должны обеспечивать коридоры экологической сети. Выполняет ли данную функцию предложенная схема национальной экологической сети? Давайте посмотрим на схему внимательно!

Например, ядра Е1 Беловежская пуща и Е11 Прибужское связаны только между собой коридором СЕ1 Западный Буг и CR2 Лесная. От всей остальной сети эти два ядра фактически изолированы (см. рис. 1).

Фрагмент экосети в бассейне Немана практически полностью изолирован от всей остальной сети. На севере и востоке ближайшие к ядру N9 (Налибокская пуща) коридор или ядра находятся на расстоянии от 50 до 100 км друг от друга (например, СЕ 2 Вилейский коридор или R11 Омговичское ядро). На юго-западе экосеть в бассейне Немана полностью изолирована от ядра Е1 - Беловежская пуща. Единственный коридор, связывающий неманский фрагмент экосети с ее полесской частью CN17, представлен 15-20-километровым участком полностью мелиорированной водоохраной зоны р. Цна!

Также полностью изолировано от других элементов национальной экологической сети ядро N6 – Званец (см. рис. 7).

Фрагментация коридоров экосети_Рис_7.jpg

Рис. 7. Фрагментация коридоров экосети

На огромном пространстве более 200 км нет ни одного коридора, который соединял бы экосеть в бассейне Западной Двины (ядра Е3 Браславское, Е6 Козьянское, Е9 Поозерское, N14 Синьша и др.) с ее Нарочанско-Восточно-Березинской (ядра Е8 Нарочанское, Е2 Березинское, N 10 Острова Дулебы, N12 Свислочско-Березинское, N17 Черневичское и др.) частью. Фактически, вся северная часть экосети изолирована от ее центральной и южной частей. Единственный предложенный коридор, соединяющий на более чем 250-километровом участке Западно-Двинскую часть сети с  Нарочанско-Восточно-Березиской, сформирован коридором CN14 Спорицкий, ядром R5 Вилейты и западной частью коридора CN4 Дисненский, который ни в коей мере не может обеспечить полноценную связь этих двух частей сети. Тем более что коридоры CN4 и CN14 представлены преимущественно узкими мелиорированными поймами рек (см. рис. 8).

Фрагментация коридоров экосети_Рис_8.jpgРис. 8. Фрагментация коридоров экосети

Полностью отсутствуют коридоры на более чем 500 километровом пространстве в междуречьях Днепра и Припять; Птичи и Восточной Березины; Немана и Восточной Березины; Вилии и Немана. Фактически, участки сети в бассейнах Немана, Буга и Припять, кроме того, что изолированы между собой, изолированы и от участка сети в бассейнах Западной Двины, Вилии и Днепра (см. рис. 9).

Фрагментация коридоров экосети_Рис_9.jpg Рис. 9. Фрагментация коридоров экосети

Фрагмент экосети в бассейне Сожа (ядра: N7, N11, N18 и др.) с остальной частью экосети соединен только узким коридором CN13 Сожский, у которого есть свое «бутылочное горлышко» в районе Гомеля. Ядро Е14 Суражское практически изолировано как от остальной части экосети в бассейне Западной Двины, так и от ее южной Днепровской части, «благодаря» наличию «бутылочного горлышка» в районе Витебска (см. рис. 10).

Фрагментация коридоров экосети_Рис_10.jpg

Рис. 10. Фрагментация коридоров экосети

Таким образом, в представленном проекте национальная экологическая сеть Республики Беларусь состоит из 4-8 либо полностью изолированных друг от друга участков (ядро N6 Званец, фрагмент сети в бассейне Западного Буга; фрагмент сети в бассейнах Немана и Припять), либо связанных узкими участками в поймах полностью трансформированных рек (рр. Цна, Мяделька, Дисна) или в зоне крупных городов (Гомель, Витебск) (см. рис. 11).

Фрагментация коридоров экосети_Рис_11.jpg

Рис. 11. Фрагментация коридоров экосети

Что бы предложенный проект действительно можно было назвать экологической сетью, способной выполнять свои функции, он нуждается в серьезной доработке!

Предложения НГО по дополнению экосети ядрами

После детального изучения представленного проекта Указа «О схеме национальной экологической сети», коалиция крупнейших в Беларуси экологических НГО предложила свои дополнения и уточнения.

Предложено добавить в национальную экологическую сеть 32 природные территории, соответствующие критериям для выделения ядер Кроме того, высказаны предложения по реорганизации некоторых ядер экосети. Эти предложения и дополнения общественных организаций подготовлены на основе анализа Проекта Указа Президента Республики Беларусь «О схеме национальной экологической сети», а также баз данных и официальных документов, большинство из которых находится в открытом доступе:

Предложения НГО представлены в виде документа под названием «Предложения по оптимизации Национальной экологической сети Республики Беларусь», который разделен на три части. В первой представлены предложения по дополнению перечня территорий, включенных в зоны ядер экологической сети. Для оценки соответствия предложенных новых территорий критериям национальной экологической сети использовались критерии, содержащиеся в Постановлении Совета Министров РБ от 12 ноября 2014 года №1066 «О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 ноября 2010 года №733», а также  Статьей 632 Закона «Об охране окружающей среды». Дополнительные ядра_версия_2_Рис. 12.jpg

Рис. 12. Дополнительные ядра для экосети (версия 2)

Все предложенные в качестве ядер территории соответствуют 4 и более критериям. Порядка 20 территорий (Рис. 12), которые предложено включить в зоны ядра, уже имеют статус ООПТ или природных территорий, подлежащих специальной охране. Часть из них включена в экологические коридоры, однако в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» и Постановлением Совета Министров РБ от 12 ноября 2014 года №1066 они должны быть отнесены к ядрам сети. Некоторые территории не имеет в настоящее время статуса ООПТ, или же он был присвоен их отдельным частям. Такие территории могут быть включены в сеть как потенциальные ядра.

Вторая часть документа содержит информацию о дополнениях и уточнениях к территориям и объектам, включенным в зоны ядер в соответствии с Проектом Указа Президента Республики Беларусь «О схеме национальной экологической сети». В ней уточнен международный природоохранный статус ряда объектов, численность охраняемых видов и площадь биотопов, число критериев, по которым выделены ядра сети.

Третья часть содержит корректировки и предложения по формированию ядер национальной экологической сети. Ряд объектов, образующих единые природно-территориальные комплексы, предложено объединить.

Предложения по дополнительным экокоридорам

Как я уже упоминал, одним из ключевых моментов существования любой экосети является наличие экологических коридоров, связывающих ядра. С тем, как в представленном проекте Указа «О схеме национальной экологической сети» выполняется данный принцип,  вы, уважаемые читатели, могли ознакомиться выше. К сделанной оценке предложенных коридоров можно добавить, что в предложенном проекте НЭС практически отсутствуют лесные коридоры. Абсолютное большинство представленных в проекте Указа «О схеме национальной экологической сети» экокоридоров являются поймами рек. Причем зачастую сильно трансформированными.

Очевидно, что экокоридооры даже больше, чем ядра, нуждаются в дополнении. Иначе мы будем иметь четыре разные сети, не связанные между собой. Для того чтобы разобраться, в каком месте необходимы дополнительные коридоры, нет нужды в дополнительных научных исследованиях, и даже не придется тратить много времени. Вся работа уже сделана Национальной академией наук РБ, достаточно изучить уже имеющиеся материалы:

  • Указ Президента Республики Беларусь №19 от 12.01.2007 г.;
  • Государственную схему комплексной территориальной организации Республики Беларусь;
  • Схему основных миграционных коридоров модельных видов диких животных, утвержденную  Решение коллегии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 05.10.2016 №66. Р (рис. 13).

Рис. 4_Karta-shema_MIGR KORIDORY ZYWOTNYCH_2.jpg

Рис. 13. Схема основных миграционных коридоров модельных видов диких животных.

Источник: Решение коллегии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 05.10.2016 № 66-Р

Каждый из этих документов является актуальным, имеет правовую силу и содержит картосхемы с нанесенными на них экологическими коридорами. Последний также имеет нумерацию и описание коридоров. Это юридически значимые, утвержденные на разных уровнях документы.

Соединив Схему основных миграционных коридоров модельных видов диких животных и схему национальной экологической сети 2017 из проекта Указа «О схеме национальной экологической сети» и выполнив некоторую генерализацию (исключив из схемы миграционных коридоров те из них, которые есть в схеме национальной экологической сети 2017, а также некоторые другие), мы увидим, что они удивительным образом дополняют друг друга. За исключением нескольких случаев нет нужды выделять дополнительные коридоры для экосети. Достаточно просто включить в ее схему часть основных миграционных коридоров (Рис. 14).Дополнительные экокоридоры для ЭКОСЕТИ_Рис.15.jpgРис. 14. Дополнения к коридорам НЭС 2017

Но, к сожалению, юридически это невозможно. Все та же злополучная Статья 632 Закона «Об охране окружающей среды» не позволяет это сделать. Ведь согласно этой статье в экологические коридоры включаются отдельные природные территории, подлежащие специальной охране (их части), не включенные в зоны ядра, и обеспечивающие связь между зонами ядра. Кроме того, в экологические коридоры могут включаться также отдельные особо охраняемые природные территории либо их части, если они имеют значение для расселения и (или) миграции диких животных.

Парадокс в том, что Статья 632 Закона «Об охране окружающей среды», которая определяет содержание национальной экологической сети, фактически не позволяет создать полноценную эклогическую сеть, ограничивая выделение экологических коридоров!

Из этой ситуации есть два выхода. Первый – менять Закон «Об охране окружающей среды», а точнее статью 632! Второй – в поля и леса, искать и выделять природные территории, подлежащие специальной охране. Там, где нужны коридоры! Есть, конечно, и третий выход – согласится с тем, что есть, и ничего не делать!

Экокоридоры для ЭКОСЕТИ_ИТОГ_Рис. 16.jpg

Рис. 16. Какой бы могла быть национальная экологическая сеть, авторская версия. 

Комментарии пользователей (1)
Оставьте ваш комментарий первым
Дмитрий Шамович    9 марта 2017 в 9:23
0
0
Экосеть это конечно интересно и важно, но у меня всегда по этой теме был один вопрос:
Какой конкретно охранный статус могут в рамках сегодняшних законов иметь ядра и коридоры такой сети. 
Отсутствие или наличие "коридоров" и "ядер" на бумаге никак не влияет на ситуацию в поле если для конкретной территории не будет существовать конкретный режим охраны.
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.