Бизнес без вреда для природы: Как делают клюкву в сахарной пудре

Анатолий Бриленок
директор ОДО ПКФ "Аржаница"
0 10165 20 мая 2016

У многих белорусов клюква в сахарной пудре наверняка была в детстве любимым лакомством. Сегодня в нашей стране этот уникальный продукт, который по праву может считаться одним из национальных брендов, производит единственная компания  ОДО ПКФ «Аржаница», расположенное в г. Глубокое (Витебская область). На нем работают 26 человек, что немало для районного центра, а объем выпускаемой продукции уже превысил 60 тонн в год. О том, как сегодня живется среднему бизнесу вдали от больших городов и как заработать на природе без ущерба для нее, рассказал директор компании Анатолий Бриленок.

 Почему вы решили заняться именно переработкой дикорастущих ягод?

 Начинали мы в 1980-е гг. с того, что делали нестандартизированное оборудование для пищевой промышленности. Однажды в голову пришла идея возобновить производство клюквы в сахаре, которое когда-то существовало в Беларуси, но потом было утеряно. Тогда мы решили не просто восстановить производственный цикл, а запустить его на принципиально новой основе. В результате появилась технология, которая имеет мировую новизну. Это подтверждает патент, полученный нами в 2008 г.

Когда удалось создать уникальное оборудование, подумали: «а почему бы не оставить его у себя?». Так и началась цепочка. Местная власть сразу пошла навстречу, выделив производственное помещение. На сегодняшний день она не может помогать компании финансово. Однако в том случае, когда возникают какие-вопросы бюрократического плана, они решаются очень быстро. Я не помню ситуаций, когда бы нам отказали в подобной поддержке.

Качество исходного сырья залог успеха. Как вы его контролируете ?

 Когда поступает ягода, мы в обязательном порядке проверяем ее на содержание радионуклидов и тяжелых металлов. На все продукты, включая клюкву, имеются ГОСТы. Мы сами придерживаемся их требований и доводим эти требования до сборщиков: объясняем им, какой должна быть ягода, на какой стадии зрелости, какой чистоты. Тогда они стараются следовать этим правилам. Большинство среди наших поставщиков составляют обычные люди, которые привозят по 2030 кг. Их счет идет на сотни, а крупных посредников всего один-два.

Цена за килограмм клюквы зависит от урожайности. Обычно она колеблется в диапазоне от 20 до 30 тыс. рублей. Это выше средней закупочной цены на рынке. Благодаря этому к нам везут клюкву за 250300 км. Все же основные поставки идут из Миорского и Шарковщинского районов, а также из Голубичской пущи. В год компания перерабатывает до 35 тонн клюквы. Это больше половины от нашего общего объема производства. Кроме того, используем для выпуска продукции малину, бруснику и голубику.

— Не секрет, что дикорастущие ягоды нередко собирают так называемыми комбайнами. Приходится ли вам сталкиваться с подобной проблемой и как вы ее решаете?

 В первый раз стараемся объяснить людям, почему так делать нельзя. В случае необходимости подключаем районную инспекцию по охране животного и растительного мира. Все же это крайняя мера. Наши люди понятливые. Достаточно раз не принять ягоду, чтобы второго уже не было.  

— В производстве ваша компания не использует консерванты. Это означает, что нужно в течение всего года сохранять клюкву практически в свежем состоянии. Как это удается?

— Данная проблема долго была для нас больным местом, как и для многих других предприятий. Думаете, в Беларуси никто не пробовал заниматься выпуском подобной продукции? Я знаю как минимум четыре фирмы, но все они обанкротились. В прошлом году удалось наконец успешно решить проблему хранения благодаря новой системе, которую мы разработали сами. Подробностей я вам раскрывать не стану. Скажу только, что все дело в автоматике, которая следит за режимом хранения ягод, а он в свою очередь максимально приближен к условиям, существующим на болоте. Ведь в природных условиях клюква может успешно зимовать. Если ее собрать весной, ягода сохранит свои полезные свойства и будет даже вкуснее.

— Отразился ли на вашей компании экономический кризис?

— Есть, конечно, нюансы. Несколько увеличились сроки оплаты поставленной продукции. У нас настоящий кризис только тогда, когда неурожай клюквы. В прошлом году, который выдался очень сухим, было трудно заготовить достаточно ягоды. Приходилось возить ее даже из России. Главное — взять клюкву на определенной стадии зрелости. Это означает очень сжатые сроки. Когда ягоды не хватает, могут возникнуть серьезные проблемы. Пока они успешно решались.

— Каким вы видите будущее предприятия?

— Будущее — только в развитии. Нужно расширять производство и накопить определенный потенциал, чтобы сделать следующий шаг. Сейчас мы платим налоги по упрощенной схеме. Это означает, что за год оборот компании не должен перевалить за 9 млрд. Данное ограничение нас сдерживает, ведь имеется возможность выпускать продукции больше. Как только компания будет готова, она просто начнет платить повышенные налоги. Однако для этого нужны инвестиции, поскольку за счет своих средств мы будем выполнять задуманное в течение нескольких лет.

Мы также планируем расширять ассортимент. Буквально две недели назад приступили к производству желейно-фруктового мармелада из ягод. К осени собираемся внедрить в производство желе на основе натуральных соков. Основной рынок сбыта  это, конечно, Беларусь. Часть продукции отгружаем в Россию. Наша компания активно ищет возможности для экспорта в Евросоюз. Практически все оборудование сделано по собственным чертежам в единственном экземпляре. Мы не только сами разрабатываем и собираем оборудование, но и сами ремонтируем его. Для этого у компании есть собственная мастерская. Такой подход выбран с точки зрения экономической целесообразности: мы можем вкладывать в развитие только то, что сами зарабатываем. Другого пути пока нет.

Беседовал Андрей БОРОДИН

Фото предоставлены ОДО ПКФ «Аржаница»

Комментарии пользователей (0)
Оставьте ваш комментарий первым
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо подтвердить номер телефона.